Техника росписи батик

Техника росписи батик – это рисование на ткани, обязательным атрибутом которого являются резервирующие составы. Такие средства позволяют защищать уже нанесенные слои краски от повреждения, создавать сложные, многоуровневые изображения. Это ремесло, популярное во всем мире, является неотъемлемой частью многих культур. Оно внесено в список ЮНЕСКО как шедевр устного и духовного наследия человечества.

Роспись
Прекрасный рисунок на ткани в технике холодный батик.

История возникновения батика

Эксперты расходятся во мнении, когда и в каком регионе впервые начали использовать технику батика. Однако известно, что около 1500 лет назад египтяне наносили узоры на ткани, устойчивые к красителям.

Немного позже ремесло распространилось на территории Турции, Индии, Китая, Японии. Однако ни в одном из этих государств роспись на текстильном полотне не развивалась настолько же глубоко, как на острове Ява.

Базовые техники индонезийского батика сформировались к XVII в., широко применялись при изготовлении одежды. Однако производство высокохудожественных полотен стало возможным только в XIX в., когда в страну завезли индийские ткани тонкого плетения.

В Индонезии традиционно применяли технику горячего батика, создавая красивые многослойные изображения. Краски делали преимущественно из натуральных ингредиентов.

В палитре преобладали бежевый, синий, коричневый, черный цвета. Каждое готовое полотно было уникальным, включало от нескольких десятков до сотен узоров.

Благодаря яванским мастерам ремесло быстро распространилось по миру. Сегодня оно очень популярно, т.к. позволяет создавать необычные и красивые изделия разного назначения.

Виды батика с фото

Существуют 2 основных типа батика: горячий и холодный. Они различаются по технике изготовления, часто классифицируются в зависимости от используемого инструмента. Однако также выделяют еще 3 разновидности: шибори, узелковую и свободную роспись.

Горячий

Основными рабочими материалами горячего метода являются краски и парафиновый резервный состав. На тканевую основу наносят контуры рисунка, затем последовательно окрашивают его участки, начиная со светлых и заканчивая темными тонами.

После нанесения какого-либо цвета обработанные зоны покрывают расплавленным парафином, который не позволяет запачкать их при дальнейшей работе.

Когда изделие высыхает, с него удаляют парафин. В результате получается яркое многослойное изображение со слегка размытыми краями.

Техника горячей росписи чаще применяется к грубым натуральным материалам, которые не деформируются, не разрушаются при кратковременном высокотемпературном воздействии.

Горячий батик
Картина в технике горячей росписи.

Холодный

В этом случае применяется холодный резервирующий состав, которым обводят границы рисунка на полотне. После этого наносят основные слои красок.

Холодный
Картина в стиле холодный батик.

Узелковый

Узелковым батиком называют разновидность росписи, когда кусок ткани завязывают узлами в местах, которые должны остаться чистыми. Изделие погружают в красящий состав, высушивают, затем разворачивают. Получаются необычные узоры.

Существуют различные способы складывания тканевого материала. Каждый мастер изобретает собственные методы, получает новые виды изображений. Чем сложнее узлы, тем интереснее рисунок.

Узелковый
Образец росписи в стиле узелковый батик.

Шибори

Шибори (японский батик) является прообразом узелкового ремесла. Существует много вариаций этой техники, однако первоначально она подразумевала перевязывание материала веревкой в тех местах, куда краситель не должен проникнуть.

Сегодня шибори имеет большое число разновидностей:

  1. Каноко сибори, который в западных странах называют «тай-дай». Он включает в себя связывание участков ткани с помощью нити для получения желаемого рисунка. Узор зависит от того, где и насколько плотно перевязан материал.
  2. Миура сибори, также известный как петлевой переплет. Он включает в себя иглу с крючком и выщипывание участков ткани. Затем нить дважды обматывается вокруг каждой секции. Нить не завязана, напряжение – единственное, что удерживает секции на месте. Полученная окрашенная ткань имеет водоподобный дизайн. Поскольку узел не используется, миура сибори очень легко завязывать и развязывать, что делает эту технику широко используемой.
  3. Кумо сибори представляет собой плиссированный и связанный резист. Этот метод включает в себя очень тонкое, равномерное плиссирование участков ткани. Затем материал переплетается в очень тесных секциях. В результате получается очень специфический паукообразный дизайн, требующий очень точной техники.
  4. Нуи шибори включает сшитые шибори. На ткани используется простой бегущий стежок, затем туго затягивается, чтобы собрать ткань. Для работы нить должна быть очень туго натянута, часто необходимо использовать деревянный дюбель, чтобы растянуть ее достаточно туго. Каждая нить перед окрашиванием завязывается узлом. Этот метод позволяет лучше контролировать рисунок, дает большое разнообразие узоров, но требует гораздо больше времени.
  5. Араши сибори также известен как сибори с обертыванием шеста. Ткань оборачивается по диагонали вокруг шеста. Затем ее очень туго связывают, обматывая нить вверх и вниз по шесту. Далее материал наматывают на шест. В результате получается плиссированная ткань с рисунком по диагонали. «Араши» – это японское слово, обозначающее бурю. Узоры всегда расположены по диагонали в араши сибори, что напоминает проливной дождь во время сильного шторма.
  6. Итадзимэ сибори – это техника сопротивления формы. Традиционно ткань зажата между 2 кусками дерева, которые удерживаются на месте веревкой. Материал складывают более 1 раза, создавая повторяющиеся узоры резистов по всей поверхности в развернутом виде.
Сибори
Виды техники сибори.

Свободная роспись

Часто в качестве самостоятельного способа рассматривают свободную роспись, при которой не используются резервирующие составы. Рисунок наносится в произвольной последовательности, нередко при отсутствии заранее приготовленного эскиза.

Свободная роспись батик
Свободная роспись батик

Какой вид искусства подходит начинающим

Оптимальной техникой для начинающих считается холодный батик, т.к. не требует совершения сложных многоступенчатых операций. Все краски, инструменты можно приобрести в магазине художественных товаров.

Какие вещи можно расписать с помощью батика

Раньше батик производился только для платьев или другой, сшитой на заказ одежды, но современный батик применяется во многих предметах, таких как фрески, настенные ковры, картины, домашнее белье, шарфы с наиболее живыми и яркими узорами.

Шарф
Шарф с росписью батик.

Выбор ткани для батика

Чаще всего мастера предпочитают выбирать тонкие натуральные материалы: шелк или батист. На более плотных тканях резерв часто плохо держится, в результате чего краски затекают друг на друга, края рисунка становятся неровными. Поэтому начинающим рекомендуется приобретать тонкие материалы.

Атлас
Роспись батик на атласе.

Краски для батика

Есть много разновидностей красок, предназначенных для батика. Их принято маркировать символами SILK, что означает возможность их нанесения на шелковый материал.

Из всего многообразия красителей большей популярностью пользуются следующие:

  • акриловые, которые легко зафиксировать при проглаживании утюгом;
  • анилиновые, закрепляемые мощным потоком пара.

Что потребуется для работы

Чтобы заниматься росписью по ткани, нужно иметь множество инструментов, уметь их подготавливать к работе.

Ткань под основу

Ткань стирают в горячей воде с применением моющего средства, чтобы удалить загрязнения, дать предварительную усадку.

Если материал ранее использовался, его рекомендуется прокипятить в течение нескольких минут в целях удаления остатков краски.

Выстиранное полотно высушивают и проглаживают. Перед использованием на небольшом лоскуте проверяют, как хорошо ложится краска на его поверхность.

Подрамник или пяльцы

Тканевую основу закрепляют на подрамнике или пяльцах, чтобы она была натянута, не касалась чего-либо во время обработки воском. Этот инструмент можно купить в магазине или самостоятельно изготовить из деревянных брусков, скрепив их саморезами.

Рама
Ткань на рамке для росписи.

Кисти

Для росписи потребуются кисти из шерсти разных животных. Например, небольшие элементы удобно прорисовывать беличьими кистями № 3, № 5. Они впитывают много краски, медленно отдавая ее материалу. Для более крупных деталей подойдут колонковые инструменты №7 и №9.

Краска

Для батика можно использовать любой хороший краситель для ткани, который разводят в холодной воде. Он должен легко проникать в структуру материала, не сильно разъедать воск.

Стеклянные трубки

Эти инструменты используют для нанесения резерва. Их можно приобрести в специализированном магазине, однако чаще состав продается в емкости с длинным носиком, который позволяет сразу его использовать.

Стеклянные трубки
Стеклянные трубки для нанесения резерва.

Парафиновый резерв

Традиционный рецепт воска для батика представляет собой смесь пчелиного воска и парафина в количестве 60/40. Пчелиный воск мягкий, податливый, полностью блокирует проникновение красок. Парафин более хрупок, подвержен образованию трещин.

Воск расплавляют при температуре +43…+78°C, затем еще немного нагревают, чтобы состав стал полностью жидким, свободно текучим. Нельзя позволять парафину дымиться или кипеть, т.к. он может воспламениться.

Парафиновый резерв
Парафиновый резерв для батика.

Контуры для обводки

Контурные обводки представляют собой смеси, которые не пропускают сквозь себя другие вещества. Таким образом, они выполняют функции резервирующих материалов.

Чантинг

Чантинг (тьянтинг) – это ручка, предназначенная для нанесения восковых линий. Инструмент и слово пришли из Индонезии, где батик является стандартной формой изобразительного искусства, методом повседневного украшения.

Традиционный тьянтинг имеет медную чашу с отверстием наверху (для выпуска воска), одной или несколькими трубками, вставленными и припаянными ко дну (для выпуска воска).

Чаши привязаны к резной бамбуковой ручке. Тьянтинги, произведенные в Соединенных Штатах, менее изящны на вид, но часто более прочны: точеные деревянные ручки с чашами из листовой латуни.

Чантинг
Горячий батик наносим чантингом.

Кнопки

Канцелярские кнопки требуются для того, чтобы закрепить ткань на раме. Рекомендуется приобрести большую упаковку и всегда иметь ее под рукой.

Бумага

Она необходима для того, что сделать предварительные эскизы.

Перенос базового рисунка на ткань – основные способы

Перед росписью заранее подготовленное изображение переносят с кальки на поверхность материала.

Это осуществляется различными способами:

  1. С помощью копировальной бумаги. Ее помещают между тканью и рисунком таким образом, чтобы красящий слой соприкасался с текстильным полотном. Карандашом обводят контуры изображения, которые отпечатываются на материале.
  2. С помощью мелового отпечатка. Сначала изображение наносят на кальку. Затем на обратной стороне прозрачного листа обводят контуры мокрым мелом. Бумагу накладывают на ткань, прижимают рукой, в результате чего на полотне остается отпечаток.
  3. С помощью трафарета. По контуру рисунка делают небольшие надрезы таким образом, чтобы лист не развалился. Прикладывают бумагу к ткани лицевой стороной вверх. В местах прорезов наносят линии с помощью карандаша. Затем убирают трафарет, дорисовывают изображение, соединяя обрывки линий в единое целое.

Выбор способа переноса изображения зависит от цветовой гаммы материала. Если она темная, то отпечаток копировальной бумаги не будет виден на поверхности полотна. Для светлых тканей подойдет любой метод.

Перенос
Перенос рисунка на ткань.

Простые мастер-классы для начинающих

Небольшие мастер-классы помогут новичкам в короткие сроки освоить батик. Начинать рекомендуется с холодной техники, затем можно использовать горячую, а позже – свободную роспись.

Холодный батик

Этот подход рекомендуется всем новичкам, т.к. позволяет освоить базовые навыки батика.

Последовательность действий:

  1. Полотно натягивают на раму, фиксируют с помощью канцелярских кнопок.
  2. Под ткань подкладывают изображение, выполненное на бумаге, переносят его на тонкую шелковую ткань с помощью мягкого карандаша.
  3. Накладывают резервный состав по контуру эскиза. При этом линия не должна прерываться.
  4. Наносят краски, дают им время высохнуть.
  5. Изделие снимают с рамы, проглаживают утюгом с изнаночной стороны. Оставляют полотно на сутки, после чего стирают в мыльном растворе, снова просушивают, обрабатывают края.

Горячий батик

Необходимо заранее подготовить парафиновый резерв и все инструменты. При таком способе используется грубый материал, но можно попробовать применить шелле.

Последовательность действий:

  1. Подготовленный шелковый отрез натягивают на раму, закрепляют канцелярскими кнопками.
  2. Переносят рисунок, подложив эскиз под тонкую полупрозрачную ткань.
  3. Воск растапливают на водяной бане. Кисти помещают в состав, чтобы они тоже разогрелись.
  4. Окрашивают самые светлые участки, дают им просохнуть. Затем на них наносят горячий восковой состав для фиксации цвета.
  5. Красят фрагменты более темных оттенков, снова наносят расплавленный воск. Операцию повторяют до тех пор, пока все части изображения не будут прорисованы.
  6. Полотно снимают с подрамника, вручную отшелушивают воск. Остатки, которые не поддаются механическому воздействию, выпаривают утюгом через толстый слой газетной бумаги.

Свободная роспись

Это сложная техника, т.к. для ее применения необходимо умение понимать и ощущать состояние ткани, выбирая оптимальный способ росписи.

Последовательность действий:

  1. Тщательно продумывают и рисуют эскиз.
  2. Ткань закрепляют на подрамнике, переносят на нее рисунок.
  3. С обеих сторон покрывают материал грунтом, приготовленным из 2 ст.л. соли, растворенной в горячей воде. После высыхания основы повторяют процесс 2 раза.
  4. Наносят анилиновые красители.

Советы новичкам

На начальном этапе освоения батика возникает много ошибок, поэтому следует учитывать советы профессионалов:

  1. Тщательно готовить материалы и инструменты. Ткань должна быть чистой, красящие составы качественными.
  2. Внимательно относиться к составлению и переносу эскизов. Изображение должно быть точным и аккуратным, чтобы получился хороший результат.
  3. Больше экспериментировать со способами нанесения краски. Это поможет научиться делать четкие рельефные рисунки.
  4. Покупать качественный резервирующий состав, без которого нельзя получить хорошее качество изделия.

Оригинальные идеи для своих изделий

Фантазия человека безгранична, но иногда сложно найти хорошую идею для создания собственного проекта.

Тогда можно почерпнуть ее из других источников:

  • на сайтах векторной графики, где представлено множество готовых эскизов;
  • портфолио мастеров.

Считается, что хорошие идеи приходят с опытом. По мере освоения техник человек начинает сочетать их, придумывать собственные проекты.

Оцените статью
Hobby Gid - Твой гид по хобби!
Добавить комментарий